Реклама

Previous Entry | Next Entry

Мои синагоги. Часть VI

  • 26 Ноя, 2006 at 11:06 PM
770
Части соответственно...I, II, III,IV и V

Ешива в Кунцево - 2



Третий мой приезд в Кунцево был гораздо осознаннее, и дольше. Но прежде чем подойти к нему, необходимо обозначить, хотя-бы пунктиром, что происходило со мной и вокруг меня в это время.

После окончательного решения ехать, и начала изучения Иврита, я попал в околосинагогальную еврейскую тусовку. И начал продвигаться в соблюдении. Тогда же к нам приехали первые хабадники. Там была первая суббота, первый Пурим, расставание с первой любовью, первый Пейсах, когда я участвовал в первом (и втором) нормальном сейдере, ел мацу от Ребе, тер хрен до вытекания глаз на слезы совершенно. Вобщем, весело было.

Хабадники показали нам первую нормальную учебу. Было организовано даже нечто, вроде ешивы. Дома у замечательного еврея Йосифа Секунды. Мы там учили Кицур Шулхан Орух и Танию. В том же доме проходило и первое массовое обрезание. Проводимое известным на весь союз моэлем, который потом по слухам оказался неевреем. Я тогда не успел – очередь велика была. Успел во второй раз, уже с нормальным моэлем.

Но в хабад идти не хотелось. Были они какие-то экстремальные, хотя и вполне милые ребята. Американцы – странные. А наши – нонкомформисты все, как на подбор. Один А.М. тогда (да и теперь) чего стоил. А я, хотя и был нонкомформистом, но умеренным. И тут наезжает на наши пенаты группа прогрессивных религиозных сионистов во главе с Пинхасом Полонским и в составе Зеева Элькина с супругой и Перца Быстрика (кстати, где он, кто знает?). Было дело на Швуэс, помнится. Они меня и увлекли. Особенно Пинхас, своей лекцией о Машиах бен-Йосей и Машиах бен-Давид и их связи с государством Израиль. Это очень здорово легло на мой тогдашний сионизм, который хабадники не удовлетворяли. И я решил стать этим самым религиозным. Ну, сионистом.

И вот прослышал я, что организация, сионистов к нам заславшая, за таинственным именем «Маханаим», устраивает в Кунцево два семинара. Один – в июле 90-го. Для преподавателей иврита на просторах. А другой – августовский, для преподавателей же, но Иудаизма, хотя и на просторах же. Поехать хотелось, но не до того было – дела предотъездные, вторая и третья любовь, протекавшие почти одновременно. Да и преподавать я в энтой поднебесной уже никому ничего не намеревался.

Так я Пинхасу и Зееву и сказал при встрече. А они меня затюкали, заулюлюкали, и в середине августа я таки оказался в Кунцево. В расчете сбежать через пару дней. В ошибочном расчете, ессно.

Понравилось мне там очень. Замечательная атмосфера. Куча интересных преподавателей. Интересные и разнообразные занятия. Частью – на лоне живой природы. Частью в роскошных дачных помещениях. И море молодежи той же заварки, что и я. Было с кем общаться, дружить, шутить, гулять, рассказывать анекдоты, петь под гитару, пить вино и есть колбасу утянутые с кухни. Знакомится с неимоверным количеством пресимпатичнейших девиц. То что мне тогда и надо было. Не было этого тогда в хабаде. Ну не было. И близко. (А жаль, подумал я теперешний)

Выделялась там тогда Днепропетровская мафия во главе с Толиком (Натаном) Меллером. Входили туда: Маша – жена Натана. (Там же им Пинхас хупу и поставил, выяснив, что никто до него даже таким вопросом не задавался.) Их лучшая подруга Лена Козлова. Вера-Эмуна. Витя Заманский. Шми-Вова. Братья Саксоновы. Братья Ротмистровские. Еще какая-то детвора, которых уже не помню. Я. Хотя я – стоял слегка в стороне, как мне тогда казалось.

Начальником был Шауль Штеймпфер. Потрясающе добрый человек. Как он всех нас терпел! Одно «удовольствие» утреннего подъема лентяев, вроде меня, кутивших до поздна (рання?) , на утреннюю молитву чего стоило. И я еще считался одним из самых продвинутых. Преподавали там в разное время разные интересные люди: Пинхас Полонский, Зеев Гейзель, Авром Пресман, Довид Карпов, Мордехай Липкин (hая”д), Женя Яглом, это из тех, кого помню. Там я познакомился с кучей людей, с которыми дружу до сих пор. Куча из них в моем ЖЖ ошивается, лень перечислять.

И так мне там понравилось, что большую часть оставшегося времени до отъезда (с августа по ноябрь 90-го) я провел там. Мама утешала себя, что лучше там, подальше от райвоенкомата, да и компания там получше, чем мои техникумовские собутыльники. Я делал вид, что учусь, а сам вовсю отдался в четвертую и окончательную любовь. И все были довольны.

Да, чуть не забыл! Одна из самых замечательных вещей там была баня! По пятницам нам ее отдавали! Это было ух! Как щас помню господина Гейзеля, ставившего рекорды нахождения под водой в маленьком бассейне, который там имел место быть.

Все, щас заплачу от ностальгии...

UPDATE: Я прошу прощения у всех моих читателей за вакханалию антисемитизма, разгоревшуюся на этой записи. Я уже все почистил и обогатил свой бан-лист. Но увы, вынужден скринить все записи от недрузей. Во избежание. Если Вам есть что сказать по делу - милости просим! Все записи не содержащие оскорблений и антисемитских нападок обещаю расскиринить не взирая на полярность точки зрения. Хотя эта запись о ешиве в Кунцево. А не о фотографиях. Про фотографии я, пожалуй, поставлю отдельный пост.

Comments

[info]karmit wrote:
27 Ноя, 2006 06:22 (UTC)
Я тоже щас заплачу. Я там как раз была в самом конце августа. помню палатку, в которой Меллеры жили. А мы теперь дружим с его братом. Как же не хотелось оттуда уезжать!
А фамилия Шауля - Штампфер. Я совершенно случайно какое-то время никаенила в его доме в Иерусалиме.
[info]rabbi_kittner wrote:
27 Ноя, 2006 13:36 (UTC)
Значит мы с Вами там точно пересекались!
[info]andrutchak wrote:
27 Ноя, 2006 07:32 (UTC)
Бабник. Молодец. Был.
[info]bolek wrote:
27 Ноя, 2006 10:05 (UTC)
Хе...
Молодец - это к "бабник" или к "был"?
[info]andrutchak wrote:
27 Ноя, 2006 10:07 (UTC)
Re: Хе...
какой всё-таки чистый человек реб Бер-Шмуэль!
[info]bolek wrote:
27 Ноя, 2006 12:11 (UTC)
Обрадованно
Как Муль, да?
[info]rabbi_kittner wrote:
27 Ноя, 2006 13:37 (UTC)
Почему, "был"? Я еще огого! Хоть вот у супруги любимой спроси, она не даст соврать!
[info]bolek wrote:
4 Янв, 2007 09:02 (UTC)
Так вот я ж и пытаюсь выяснить насчер огого - это к "молодец" или к "бабник" :-))). А супругу вашу уважаемую расспрашивать как-то неудобно. Ну вообразите себе этот вопрос "Ваш супруг бабник? Да или нет?"
[info]barmaleo wrote:
27 Ноя, 2006 08:02 (UTC)
Все, щас заплачу от ностальгии...

[протягивает платочек]
[info]rabbi_kittner wrote:
27 Ноя, 2006 13:37 (UTC)
(всхлипывая) Спасибо, друг!
[info]rivka_belareva wrote:
27 Ноя, 2006 20:05 (UTC)
Все части прочитала. Здорово! Очень увлекательно!!! Еще хотим!
[info]rabbi_kittner wrote:
27 Ноя, 2006 21:00 (UTC)
Очень приятно! А поскольку остальным моя графомания уже по видимому приелась, придется писать персонально для тебя!
[info]rivka_belareva wrote:
28 Ноя, 2006 06:54 (UTC)
ну заскромничал!! :))а кто на isramir.com прославляется? :))) (замечу - заслуженно)
А если серьезно, ведь нет воспоминаний, если не ошибаюсь, кроме Эстер Кей( которую я не читала). Я об этом как-то говорила с Шаулем [info]andrutchakом, а он все списывает на то, что, мол, все еще молодые и (слава Б-гу) живы , поэтому мемуары тут не проходят. А мне кажется, хоть все и молодые еще, этот факт оспорить трудно, но эпоха-то - прошла. А ведь это была настоящая эпоха, которая БЕЗВОЗВРАТНО исчезла, сейчас даже представить трудно, что такое могло быть - настолько все кажется далеким. Вот поэтому и, на мой взгляд, вполне можно писать о ней мемуары. Все молодые, а эпоха - умерла. Вот бы кто-нибудь взялся издать сборник воспоминаний?????? Подключить к этому ЖЖ-юзеров, которые хотели бы изложить свои воспоминания..... Было бы классно!
[info]rabbi_kittner wrote:
28 Ноя, 2006 16:59 (UTC)
У меня в свое время был большой разговор об этом с неким Зеевом Элькиным. Он тогда только начинал учиться на историка и думал себя посвятить новейшей еврейской истории российского еврейства. Но со временем, вероятно понял политическую неконьюктурность этой эпохи и перешел на геоним.

Но идея верная, и стоит поуговаривать людей пописать воспоминания. Я попробую, тех кого достану. Поговори с Карповым, ему есть что сказать...
[info]rivka_belareva wrote:
29 Ноя, 2006 20:27 (UTC)
Да, Карпову однозначно есть, что вспомнить. Надо будет попробовать его развести на воспоминания... А ты, со своей стороны, продолжай, продолжай, пожалуйста, писать. ну и надо поискать кого-то еще!! Может, кто-то из женщин? Так сказать, взгляд с другой стороны...:)
[info]rivka_belareva wrote:
29 Ноя, 2006 20:39 (UTC)
Да, Карпова определенно надо попробовать развести на воспоминания. Он - большая находка для мемуариста, просто кладезь мариинорощинских историй. И не только, думаю.Но это надо, конечно, попытаться его уговорить . А ты со своей стороны, продолжай, продолжай пожалуйста писать воспоминания. Ну и еще кого-то надо искать. Может, женщину? Так сказать, взгляд с другой стороны. :))
[info]rabbi_kittner wrote:
29 Ноя, 2006 23:21 (UTC)
Разведи, разведи. И еще кучу народу надо бы. Это ж целое поколение. Я мож на днях у себя список людей на развод на мемуары составлю. Мож и выйдет какой массовый проект.

А женщину - есть несколько кандидатур. Они в том списке тоже будут.
[info]rivka_belareva wrote:
30 Ноя, 2006 06:47 (UTC)
Я еще подумала - ведь очень хорошо пишет жена Довида - Шуламит, я попробую с ней поговорить (тем более, что у нас с ней был разговор о книжке Эстер Кей, там не все, ну как бы это сказать, отражает реальность, хотя может, у нее такая задумка была, уж не знаю) а мужа натравлю на Карпова, пущай там по-мужски потолкуют:))
[info]shoshana_d wrote:
27 Ноя, 2006 23:18 (UTC)
Да, как сейчас помню отчаянные призывы Шауля часов эдак в 7 утра (девицы по шабатам спали в комнате, служившей бейт-мидрашем и молитвенным залом; естественно, раньше 3-4 часов ночи спать никто не ложился, и сползти с кровати в такую рань казалось делом нереальным): "Жееенщина! Вставай надо! Тора читай надо!"
А Ротмистровские с еще одним парнем - дирижером по образованию, по-моему, его звали Игорь - профессионально раскладывающими "Биркат Амазон" на голоса около двух ночи на кухне, когда им приспичило в очередной раз закусить! Кстати, толстели в Кунцево мужики неимоверно - приезжали худенькими, и так за несколько месяцев от'едались - любо-дорого!
[info]rabbi_kittner wrote:
27 Ноя, 2006 23:51 (UTC)
Не помню я девиц, спящих в столовой, она же бейс-мидраш. Спали вы в бывшей бильярдной. Разве что кто до кровати не доползал и прямо за столом, или в серых креслах.

А еще одного парня звали Игорь Ярослваский. Из Луганска, вроде. Байки дирижерские рассказывать любил. Про "Гангрена, гангрена, ему отрежут ногу - Не надо, не надо, я буду летать!". А когда я уже был в Израиле - подкатывался к Янке. Но мы мирные люди... А потом счастливо женился, говорят и заведовал "Эзрой" в Москве. Мы видели его на свадьбе некоей Нади (большой любви Абрашки из Кунцево) в Иерусалиме. Толстый и лысый. Как я, но низенький и потолще.

А к музицированию еще Чело из Минска присоединялся часто. Помнишь его? А Йегуду Глика?
[info]shoshana_d wrote:
28 Ноя, 2006 20:11 (UTC)
Ну дык! Кто не помнит старика Крупского. Кстати, среднюю дочку Шауля я имела
удовольствие" обучать в "Ор тора", когда работала там в хативе. Она, кстати, по сравнению с остальными, была еще ничего... а помнишь, как Шаулова сынишку Элияу народ дразнил "Келикаку"? А он бежал к Сильвии жаловаться.
Игорь - точно, Ярославский. Толстым он и тогда был,а уж в ешиве-то и подавно. И байки дирижерские помню: "Кто таам? - Это яа! Влаадимир Ильиич!" А р. Гедалию Рабиновича ты еще застал?
[info]rabbi_kittner wrote:
28 Ноя, 2006 20:39 (UTC)
А че, Адина вполне милая девочка была. И Келикаку помню. А вот р. Рабинович там уже после моего отъезда появился.
[info]krelin wrote:
28 Ноя, 2006 12:38 (UTC)
А часть Алон Швут будет?
[info]rabbi_kittner wrote:
28 Ноя, 2006 16:55 (UTC)
А как жеж! Через одну. Следующую я планирую про Архипова и Харьков (одним махом), потом - Нусах Ахид в МА, а потом и за родной Алон Швут возьмусь, с заходом в Меарат hамахпела.
[info]krelin wrote:
28 Ноя, 2006 20:11 (UTC)
и пещеру Харитон
[info]rabbi_kittner wrote:
28 Ноя, 2006 20:41 (UTC)
А разве там синагога была? (широко раскрыв глаза от удивления)
[info]topol wrote:
28 Ноя, 2006 13:48 (UTC)
Ребе, скажите пожалуйста, давно ли Вы начали увлекаться идеями превосходства одной нации над другими и как в этой связи Вы относитесь действиям Ваших предшественников (др.Геббельса, Гитлера А.А. и др.)?
[info]rabbi_kittner wrote:
28 Ноя, 2006 16:54 (UTC)
Хотя вопрос Ваш, очевидно, вполне риторический, и мой ответ Вас наверняка не интересует, отвечу вкратце.

Нигде, никогда я не увлекался, проповедовал и т.п. идеи превосходства одной нации над другой. Максимум, на что я способен, это говорить о том, что все нации отличаются друг от друга, у каждой свои цели и задачи в этом мире, которые им дал Всевышний. Если Вы внимательно перечитаете мой журнал и сможете раскопать все мои комменты в других журналах, Вы не найдете ни одного поста, где я бы говорил о превосходстве одной нации над другой. Точка.

Если Вас интересует более развернутое мое мнение на этот вопрос - милости прошу, спрашивайте. Единственное условие - оставайтесь в рамках приличия, пожалуйста.
(без темы) - [info]kondratiy - 28 Ноя, 2006 17:29 (UTC)
[info]rabbi_kittner wrote:
28 Ноя, 2006 20:57 (UTC)
Какая гадость! Вы извините, но я буду вынужден оставить Ваш комментарий скрытым, так как не хочу чтобы этот клип был у меня в журнале. Если Вы сможете его убрать - с удовольствием открою Ваш комментарий.

По существу. Ублюдков хватает везде, и то, что человек еврей, и даже религиозный еврей, не страхует его от этого. Что утешает - таких немного. Но увы, они на виду. В этом клипе один идиот еврей, мающийся бездельем, спаивает не меньшего идиота украинца, мающегося тем же. Оба не знают, чего они хотят от жизни и друг от друга. Плохо всем.

Насколько я знаю, большинство бреславских хосидов, приезжающих в Умань ведут себя вполне прилично, и вообще являются серьезным экономическим подспорьем жителям города. Проблема, что это сейчас так модно, что цепляются и те, кому там делать нечего...
[info]kondratiy wrote:
29 Ноя, 2006 13:23 (UTC)
Спасибо за прямой ответ на прямой вопрос.
[info]marquart wrote:
29 Ноя, 2006 05:05 (UTC)
Ребе, можно вам задать вопрос на религиозную тематику? Очень волнует ваше мнение.
[info]rabbi_kittner wrote:
29 Ноя, 2006 09:48 (UTC)
Только если действительно на религиозную и действительно волнует.
[info]marquart wrote:
29 Ноя, 2006 10:33 (UTC)
На самую что ни на есть религиозную.
В сборнике средневековых мидрашей «Ялкут Шимони» о приходе Мошиаха говорится следующее:

"...Учили мудрецы: В час, когда раскроется Мошиах, он, стоя на крыше Святого Храма, скажет всем евреям: „Смиренные! Пришло время Освобождения вашего!.. И если вы не верите, смотрите на Мой свет, взошедший над вами“. В тот час показывает Всевышний свет Мошиаха и все евреи идут к нему. И все народы мира падают ниц перед Мошиахом и восклицают: „Мы будем вам рабами“. И у каждого еврея будет 2800 рабов...."

Теперь немного арифметики. В мире около 10млн. евреев. Если каждому выдать 2800 рабов из числа гоев (уж не из числа соотечественников, ясное дело!), то гоев должно быть ну уж как минимум 28 млрд. И тут мы попадаем в затруднительную ситуацию, и из неё, на мой взгляд, только 3 выхода.
1) Надо увеличить число гоев до 28млрд. Но это – практически невозможно; такова реальная демографическая ситуация на нашей планете. Вариант фактически невыполним.
2) Согласиться с тем, что чушь какая-то написана в мидраше. Но на это ни один раввин не пойдёт. Вариант практически невыполним.
3) Раз невыполнимы оба предыдущие варианты – остаётся единственное: второй Холокост неизбежен. Придётся уменьшить кол-во евреев примерно до 2,5млн., и только тогда оставшиеся заживут так, как и заповедовали мудрецы.
Но, может, я чего не понимаю? Разъясните, пожалуйста.


[info]rabbi_kittner wrote:
29 Ноя, 2006 23:33 (UTC)
Во первых, Вы задаете вопрос, сами для себя предварительно на него ответив. Это сразу говорит об уровне Вашей заинтересованности в моем ответе. Но я не взирая.

"Ялкут Шимъони" - труд очень пространный и без точной ссылке мне будет трудно найти источник, но я постараюсь. Если же предположить, что перевод, который Вы приводите в вопросе, адекватен, то ответ настолько прост, что Вы себе даже не пг'едставляете! :)

Дело в том, что в еврейской традиции к мидрашам ВСЕГДА относятся как к иносказаниям. Могу отослать Вас к диспутам Нахманида, где он подробно эту концепцию изъясняет. И в этом свете приведенный Вами мидраш прозрачен и красив. В будущем, когда придет Мошиах (ББА), все народы мира увидят правду, и поймут, что еврейское представление о Всевышнем самое правильное. Фраза "мы будем вам рабами" говорит лишь о готовности служить Всевышнему (в иврите "служение", "рабство" и "работа" - однокоренные слова. Мысль о том, что у каждого еврея будет куча рабов - иносказание о том, что все силы этого мира будут служить Б-гу.

Это так, на вскидку, без просмотра комментариев. А Ваша попытка понимать это как прямой смысл, должна была разбиться о банальную логику. Зачем любому человеку такая прорва рабов в мире после прихода Машиаха, если известно, что никаких матпотребностей уже не будет, точнее они будут удовлетворяться чудесным образом по мере возникновения.

Если Вы настаиваете, я попытаюсь разыскать цитируемый Вами мидраш и изучить классические комментарии на него.
[info]rabbi_kittner wrote:
30 Ноя, 2006 08:58 (UTC)
В общем, Вы подтвердили мое предположоние. Вы даже вряд ли потрудились внимательно прочитать мой ответ и вникнуть в его суть. Вашей задачей было лишь вылить на всех кучу цитат, вырваных из контекста и неправильно переведенных, утрированных, а порой и просто - лживых. Засим общение прерываю за нецелесообразностью...
[info]herr_und_knecht wrote:
29 Ноя, 2006 23:06 (UTC)
Вчера случайно наткнулся на Ваш постинг, а сегодня - на Шауля Штампфера, и рассказал ему о прочитанном. Он очень заинтересовался и попросил дать ссылку (оказывается, он читает по русски). Но, на всякий случай, хочу спросить Вашего позволения.
[info]rabbi_kittner wrote:
29 Ноя, 2006 23:12 (UTC)
Несомненно давайте! Очень приятно! Привет ему большой, если он меня еще помнит!
(Анонимно) wrote:
12 Дек, 2006 23:10 (UTC)
Как щас помню господина Гейзеля, ставившего рекорды на
А именно - 3 мин 20 секунд под водой без воздуха.
Очевидец (Рома, угадай кто!)
[info]rabbi_kittner wrote:
13 Дек, 2006 02:19 (UTC)
Re: Как щас помню господина Гейзеля, ставившего рекорды
Ой, загадками говорит изволите...
Значица так. Будем дедуцировать. Исходных данных маловато, но они есть. Вы там были, Вы помните меня еще как Рому, Вы помните Гейзеля. Наклёвываются несколько вариантов. Перечислю те, которые надедуцировал сходу.

а)Сам дорогой и любимы Зеев Гейзель. Хотя вряд ли, так как он не очевидец. Очи его под водой были закрыты и не видели.

б)Один из следующих персон: Зеев Элькин, Дима "Чело", Ицик Фишелевич, Натан Меллер, Миша Саксонов. По-моему все. Остальные имеют ЖЖ и анонимно бы не писали.
(без темы) - [info]psich - 25 Дек, 2006 17:31 (UTC)
[info]rabbi_kittner wrote:
25 Дек, 2006 23:53 (UTC)
Обрезание делают на восьмой, а не на седьмой день. И рекомендую пользоваться "красной строкой" для удобства читателей.